в процессе написания
Автомобильная антенна со складным креплением
Решено с пользой использовать одну из 4 удочек от походного 4SQ на 40м. Длина удочки 9.6м и ее использование в полевых условиях составило бы очень хорошую альтернативу суррогатным автомобильным штырям MFJ.
Собственно, задача делится на 2 части:
- изготовление быстроразворачиваемого кронштейна для крепления удочки
- изготовление СУ для антенны.
Я решил, что СУ будет для каждого из используемых диапазонов отдельным и размещаться должно в основании удочки. Моделирование показало, что хорошие диаграммы при использовании провода 10м получаются на 80, 40, 30, 20м. Компромиссная диаграмма на 17м и уж очень непотребная на 15, 12 и 10м. В первом приближении принято решение изготовить антенну на 5 диапазонов: 80, 40, 30, 20, 17м.
Итак, изготовление кронштейна для крепления к нему удочки. Задача ставилась изготовить его таким образом, чтоб можно было его развернуть 1 человеку, а также он должен быть складным.
В первую очередь изготовлены 3 хомута для крепления 3 точек кронштейна к рейлингам автомобиля. Использован стальной прут диаметром 4мм, на котором нарезана резьба:
Для исключения повреждения рейлингов, на все хомуты была надета толстая термоусадочная трубка. Далее этими хомутами крепятся все три узла, на которые уже и будет крепиться кронштейн. Надеюсь, на фото ниже ясна идея данного механизма.
Вот так выглядит весь механизм в сборе:
А вот так он выглядит в сложенном состоянии, в котором и не снимается с автомобиля:
Более подробно покажу отдельные узлы:
Конструкция изготовлена таким образом, что для ее сборки-разборки не требуется инструмент, т.к. все шарнирные сосединения выполнены "барашками". Здесь видно, насколько механизм удобен:
Вот вся конструкция в рабочем положении:
Ниже видна система противовесов, т.е. антенна полностью в рабочем положении. Концы противовесов крепятся в землю на легкие прутковые колышки от палаток.
Коробка с согласующим устройством выглядит так:
Она съемная и крепится также на "барашки" с резьбой М4.
Собственно, электрическая часть будет описана позже. Забегая вперед скажу, что полоса пропускания вертикала на 80м по КСВ=2 составила 50кГц, поэтому добавлен тумблер переключения CW/SSB. На 20м диапазоне антенна является вертикальным полуволновым диполем и питается с его конца, не требуя радиалов в принципе. Катушки всех контуров намотаны на кольцах Т130-2 и Т130-6.
При необходимости, можно убрать верхние колена удочки и использовать ее как мачту для IV. Высота подъема IV составит 8-9м, что не так и плохо для такой удобной конструкции.
Write a comment
Дмитрий R8AAB (Monday, 27 October 2014 16:26)
Здравствуйте Дмитрий.
А можно увидеть "электрическую часть" этой антенны. Летом я смастерил вертикал на 20-40 м. и подобно же закрепил на крыше своего авто. Хочу изготовить и попробовать Ваш вертикал. Видел его на UCG 2013.
RV9CX (Tuesday, 28 October 2014 03:59)
Дима привет.
Пока эксперименты закончил, до лучших времен, на написание деталей тоже не сподобился еще. Суть в том, что на 80 это укороченный вертикал. Катушка на кольце Т130-2, вроде - отвод на 50 Ом. На 40 1/4 без согласований, на 20м это полуволновой диполь, питающийся с конца через параллельный контур, катушка на Т130-6. Остальные детали выложу позже.