Простой БП для трансивера

О двух вариантах исполнения: на биполярных и полевых транзисторах

         С покупкой первого трансивера возникла необходимость изготовления серьезного блока питания, т.к. мой предыдущий такой источник питания был готов недолго отдать свои 20А (маленький радиатор) и, однажды, благополучно сгорел во время RTTY QSO с 5B4/UA9CDV в 1999 году при 100 ваттах выходной мощности моего IC750A. К слову сказать, именно тот конструктив был позже переделан на новую элементную базу и об этом будет рассказано в самом конце.

 

      Было решено не уходить от наработанного опыта и использовать то, что было недорого и рядом. Главное в источнике питания - это трансформатор и силовые транзисторы. Порывшись в заначке были найдены пара подходящих трансформаторов ТПП с общей габаритной мощностью ватт 500. Они прекрасно влазили в имеющуюся коробку (из той же заначки), поэтому решено было сразу их ставить два - чего уж мелочиться! Теперь транзисторы.. В предыдущем источнике стояло три КТ818БМ на небольшом радиаторе - это и определило срок службы блока питания, в целом, ибо умер он именно из-за перегрева транзисторов.

      Ставить дополнительный обдув явно не хотелось, равно как и применять чего-то экзотическое. Поэтому, недолго думая и осмотрев радиатор нового корпуса, я принял решение просто увеличить число транзисторов, стоимость которых была всего 2р30к. Это позволило равномерно распределить тепло по поверхности радиатора.

 

     С учетом увеличевшейся емкости фильтра питания, был внедрен плавный пуск. В итоге, вот что получилось:

Схема блока питания для трансивера
Схема БП (нажмите на нее, чтоб увеличить)

Это совершенно неубиваемый конструктив, трудящийся у меня более 15 лет без фундаментальных переделок.

 

О деталях:

Резистор R1 подбирается в зависимости от суммарной емкости конденсатора С1, а также желаемого времени срабатывания реле К1. У меня эта задержка составляет около 2с, 

 

Реле К1 - на напряжение срабатывания 27В и соответствующей мощностью контактов.

 

Транзисторы VT1-VT10 - КТ818В (в корпусе ТО-220), 10 штук. Количество определяете для себя сами, в зависимости от желаемого результата. Например, можно их поставить и 3 штуки, но смонтировать принудительный обдув. Все транзисторы закреплены через слюду и пасту КПТ-8 на радиатор.

 

Резистор R2 подбирается таким образом, чтоб через управляющую микросхему тек ток около 1А, хоть это вовсе и не принципиально.

 

Резисторы R3-R12 рассчитываются таким образом, чтоб при максимальной нагрузке на них было падение напряжения около 0.5 вольта.

Пример: если наша максимальная нагрузка планируется 30А, то 30/10=3А должно течь через каждый транзистор. Ну а дальше по Закону Ома 0.5/3=0.16 Ом. Т.е. каждый резистор должен быть 0.16 Ом. Я мотал их нихромовой проволокой на резисторах МЛТ-2.

Диодный мост VD1 - либо дискретный на любых диодах Шоттки с соответствующими характеристиками, либо уже готовый. У меня стоят 60CTQ035 в корпусе ТО-220, тоже из тех, что были под рукой.

 

Микросхема стабилизатора сначала несколько лет применялась КР142ЕН12А, потом я ее сжег по-неосторожности при доработках и заменил на LM317T.

 

Резистор R13 регулирует уровень выходного напряжения.

 

Трансформатор любой с соответствующим сечением вторичной обмотки и чтоб на мост подавалось около 18В переменного напряжения. 

 

Стоимость затраченных на этот БП средств при походе в магазин составила что-то около 50р :)

 

Конкретно этот БП подвергался различным доработкам с 1999 года. Например, ранее диоды стояли КД2998 - на них было бОльшее падение, чем на диодах Шоттки. Потом я убрал один трансформатор, потому что в поля возить такой БП было тяжеловато. Потом, на высвободившееся место я добавил конденсаторов.

 

Он сгорал всего один раз (не считая моего случая с D1, в котором я виноват сам)  - на полевом дне RZ9CX перепутал полярность подключения различных железок к нему и включил питание. Поскольку плюсовая клемма оказалась на "земле", напряжение на К1 после включения питания так и не выросло - в итоге выгорел R1. Я считаю, что это достаточно красноречиво говорит о его надежности и правильности схемотехники.

 

Полученные параметры:

Пульсации при нагрузке 40А составили 30мВ

Просадка при 40А составила 0.01В

Нет акустического шума

Нет радио помех

При 100 ваттах выходной мощности и работе в RTTY contest, измеренная температура радиатора составила 80 градусов.

Держит короткое замыкание (проверял), но злоупотреблять этим не стоит, ибо я не промерял режимы работы различных цепей в этом состоянии.

 

Сейчас он питает мой Elecraft К3/100+FT-2600. 

 

Я думаю, что более здесь добавить нечего. Отмечу лишь маленький фрагментик на схеме слева-сверху. Это часто встречающаяся ошибка . Делать так нельзя, т.к. коэффициент стабилизации таких схем очень плохой - под нагрузкой просадка выходного напряжения может составить до 1.5 вольт, а то и больше.

 

11.09.2010

 

   Спустя много лет понадобилось изготовить очередной надежный источник питания для второй позиции. В начале статьи говорилось о переделке первого конструктива - он и был взят за основу. С учетом его небольшого радиатора необходимо было снизить мощность, рассеиваемую на транзисторах. Было принято решение сделать силовую часть на полевых транзисторах. Так появлялась возможность уменьшить их нагрев. С биполярными этот фокус не прошел - им требовалось бОльшее падение напряжения и, как следствие, бОльший нагрев. Итак, вот схема:

БП для трансивера RV9CX
БП для трансивера на полевых транзисторах

   Как я и говорил, на этом небольшом радиаторе даже 3 биполярных транзистора обеспечивали такой нагрев, что без принудительного обдува происходил их пробой. Сейчас температура радиатора при работе цифровыми видами связи не превышает 60 градусов.

   Трансформатор под максимальной нагрузкой не должен просаживаться ниже 15 вольт на вторичной обмотке. В моем варианте это напряжение составило 15.5 вольт.

   Реле было выбрано из имеющихся: на 12 вольт. Вот здесь оно показано на фото в самом начале статьи. Строго говоря, реле можно использовать любое с напряжением срабатывания ниже 21 вольта, т.к. необходимого напряжения на его обмотке возможно будет достичь подбором резистора R2. Но если быть до конца честным, то именно в этом исполнении включение реле с обмоткой на 24 вольта проще и резистор можно не ставить. 

   КЗ делал не раз - без последствий. Режимы при КЗ не измерял. 

 

   Таким образом, считаю разумным применять схемотехнику с полевыми транзисторами. Даже приняв во внимание предложенные мной случаи, очевидно, что с переходом на полевые транзисторы нагрев силовой части был уменьшен на лишние 40-50 ватт, что очень немаловажно.

                                                                                      15.05.2017

Оставить комментарий

Комментарии: 171
  • #1

    rz9cx (Пятница, 01 Октябрь 2010 04:12)

    >Он сгорал всего один раз (не считая моего >случая с D1, в котором я виноват сам) - на >полевом дне RZ9CX перепутал полярность >подключения различных железок к нему и >включил питание.
    ____________________________

    До сих пор стыдно, прости, Димыч

  • #2

    RV9CX (Пятница, 01 Октябрь 2010 05:25)

    Ниче-ниче! Зато проверил на прочность))

  • #3

    Анатолий (Вторник, 19 Октябрь 2010)

    Здравствуйте Дмитрий!
    Простое и хорошее решение.
    К сожалению, вкралась небольшая опечатка в тексте: "Ну а дальше по Закону Ома 0.5/3=1.6 Ом."

    73!

  • #4

    RV9CX (Вторник, 19 Октябрь 2010 19:15)

    Анатолий, спасибо за подсказку! Конечно, это я виноват. На схеме правильно отразил, а в описании поторопился - исправил. 73!!

  • #5

    Роман Ленко (Четверг, 19 Май 2011 12:50)

    Здравствуйте!

    Заинтерисовала данная схема для питания мощного усилителя.

    Подскажите, в тексте указаны следующие вычисления:

    --------
    Пример: если наша максимальная нагрузка планируется 30А, то 30/10=3А должно течь через каждый транзистор. Ну а дальше по Закону Ома 0.5/3=0.16 Ом. Т.е. каждый резистор должен быть 0.16 Ом.
    --------

    В строке 0.5/3=0.16 Ом - откуда взялось число 0.5? - что оно означает?

    Спасибо,
    Роман.

  • #6

    RV9CX (Четверг, 19 Май 2011 16:05)

    0.5В - это выравнивающее напряжение на резисторах. Т.е при максимальной нагрузке 3А на них должно быть 0.5В. Учитывая разброс параметров транзисторов, конечно же оно будет разным, но в этом и суть! А уж если (вдруг!) все транзисторы окажутся одинаковыми, то в пределе можно вообще эти резисторы исключить. Но, это вряд ли (не вдаваясь в детали). Тут компромисс: чем выше номинал резистора, тем лучше выравнивание и распределение мощности меж транзисторами, но тем хуже КПД системы. Выводы, думаю, сделаете сами :)

  • #7

    Роман Ленко (Пятница, 20 Май 2011 13:43)

    Спасибо за ответ!

    Ещё пара вопросов:

    1. Какие транзисторы вместо КТ818ВМ можно использовать?

    Как я понимаю, то должны подойти любые мощные кремниевые транзисторы?

    2. Что Вы имеете ввиду под "КПД системы"?(см. предыдущее сообщение) - качество подавления пульсаций, или выходные мощности блока питания?

    Роман.

  • #8

    RV9CX (Пятница, 20 Май 2011 14:35)

    1. Ну, можно сказать, что почти любые. Я выбрал самые дешевые и удобные в общении, тем более, что "их было" для начала экспериментов. Только с КТ827 и иже с ними поосторожней - могут завестись на ВЧ при неправильных схемотехнических решениях.
    2. КПД - это КПД)) Один из параметров, характеризующих БП есть "Минимальное падение напряжения на стабилизаторе". Так вот представьте, что для стабилизации Вам нужно подать 20В, а на выходе получить 13В. А есть решения (с полевыми транзисторами, например, где достаточно и 1В. В данном чтении речь ведется о том, что если планируете большее падение на выравнивающих резисторах, значит и падение напряжения на стабилизаторе, в целом, будет больше, при прочих равных условиях, т.е., например, при том же Кстаб и/или Кпульсаций. Значит и КПД ниже.

  • #9

    Роман Ленко (Вторник, 24 Май 2011 09:57)

    Да нет - вроде больших падений у меня не планируется - будет одно - в одно.

    Ок, спасибо за ваши ответы.

  • #10

    78l05 (Суббота, 14 Январь 2012 06:11)

    Здравствуйте.
    Интересует как его ограничить по току до уровня 5А. И какое примерно должно быть входное напряжение для выхода в 14,5 В.

  • #11

    RV9CX (Суббота, 14 Январь 2012 08:07)

    Ограничители тока - это другая тема. Я уверен, Вы найдете на просторах и-нета кучу решений.
    Что касается входного напряжения, как я писал в комментариях, напрямую зависит от примененного решения (падение на транзисторах), трансформатора (просадка), диодов в мосте (просадка) и пр, и др, и мнгтчк. Про коэф пульсаций тоже не забывайте. Без этого сказать ничего вразумительного нельзя. Обеспечьте под нагрузкой постоянное напряжение 17-18 вольт - будет "работать".

  • #12

    UR5TJV (Пятница, 30 Август 2013 17:43)

    Применив КТ819 и LM337T теплоотводом может
    быть корпус БП или теплоотвод не нужно от него изолировать.

  • #13

    Лихой Паяльщик (Среда, 20 Май 2015 11:21)

    Хмм! А если параллельно R13 добавить стабилитрон, то на выходе почти не будет пульсаций?

  • #14

    RV9CX (Среда, 20 Май 2015 13:11)

    Стабилитрон не обеспечит снижение пульсаций

  • #15

    RV7KA (Воскресенье, 30 Август 2015 06:03)

    ТПП155 - это трансформатор на 400 Гц? то есть ТПП155 220-400?

  • #16

    RV9CX (Воскресенье, 30 Август 2015)

    Ну, в общем да. На тот момент такой был под рукой и конечно же я не нашел ни одного справочника, чтоб догадаться, что он на 400 Гц. Но ведь работает до сих пор)))) На мост подается 18 вольт переменки - это главное в подборе.

  • #17

    Александр (Вторник, 08 Сентябрь 2015 15:51)

    Дмитрий, вы пишете что схема не боится КЗ, хотя в других источниках, с такими схемами, указывают что БП критичен к КЗ. Где правда, и каким образом здесь осуществляется кратковременная защита от КЗ?

  • #18

    RV9CX (Среда, 16 Сентябрь 2015 08:49)

    Не знаю, о каких "других источниках" речь. В этом решении имеются балластные резисторы, думаю, в них дело.

  • #19

    Юрий (Среда, 28 Октябрь 2015 15:39)

    Добрый день!
    Очень заинтересовала схема блока питания. Подскажите пожалуйста, какие аналоги трансформаторов можно использовать?
    Он должен быть мощностью не менее 400 Вт.
    Вторичная обмотка должна держать ток 30 А.
    На выходе со вторичной обмотки должно быть 18 Вольт.
    Правильно?
    Имеет ли значение частота ГЦ?

  • #20

    RV9CX (Среда, 28 Октябрь 2015 16:38)

    Аналоги? Да лишь бы выдавал 18 вольт переменки, ну и ток соответствующий задачам. Если для трансивера, то 15-20А желательно бы на вторичке. Это порядка 360 ВА. Конечно на частоту промышленной сети 50 Герц. Для повседневной работы, да если еще и SSB хватит и послабже чего-нибудь, ватт на 200.

  • #21

    Юрий (Среда, 28 Октябрь 2015 17:36)

    Спасибо. С 18 вольтами как раз засада найти. Нашёл вариант тороидального ТР но у него на выходе 12 вольт и 30А по току, 400 Вт.

  • #22

    RV9CX (Среда, 28 Октябрь 2015 18:20)

    Как-то ни то, ни сё.. Наверняка есть возможность домотать поверх проводом? Посчитайте сколько витков на вольт и прямо сверху домотайте. Еще вариант похуже - смотать витков и сделать удвоение. Правда, на таких токах это не совсем то, что хотелось бы.

  • #23

    Юрий (Среда, 28 Октябрь 2015 18:25)

    Спасибо. А подскажите конденсатор C5 = 1000 пикофарад? не микро? Буду искать трансформатор и обязательно Вам отпишусь когда запущу схему! Очень намучался с импульсными блоками и хочется чего-то надежного и мощного.

  • #24

    RV9CX (Среда, 28 Октябрь 2015 19:10)

    Да, пФ. Он помогает блокировать ВЧ. Однако, не все так просто. Был случай, когда именно такой конденсатор и провоцировал генерацию в районе 8МГц. В общем, все зависит от монтажа и типа такого конденсатора. В качестве выпрямителя лучше используйте полноценный мост на 4 диодах Щоттки.

  • #25

    Юрий (Суббота, 31 Октябрь 2015 15:33)

    А какую функцию здесь выполняет реле К1, оно нормально замкнутое или разомкнутое?

  • #26

    RV9CX (Суббота, 31 Октябрь 2015 16:46)

    Реле "переключающее". Оно для плавного пуска. Если его не будет, то дикий ток зарядки конденсатора моста при включении постоянно будет жечь предохранитель. С этими номиналами ток при включении блока через мост составляет 13А, в моем случае.

  • #27

    Юрий (Суббота, 31 Октябрь 2015 18:39)

    Спасибо! Я кажется понял, у Вас ведь трансформатор получился 30 вольтовый 15+15? Отсюда и реле на 27 вольт! А же зациклился на 18 вольтах. Удивительно простая схема. Очень интересно как у Вас этот блок питания выглядит. В каком корпусе и т.д.

  • #28

    RV9CX (Суббота, 31 Октябрь 2015 18:49)

    Нее. Обмотки если сложить последовательно то выйдет 36 вольт. Но выпрямление по схеме выше обеспечивает 25 вольт на кондесаторе без нагрузки, поэтому реле на 27 вольт отлично справляется.

  • #29

    Юрий (Среда, 04 Ноябрь 2015 16:59)

    Подскажите пожалуйста. У КТ818ВМ коллектор выходит на корпус самого транзистора. А если у меня на общем радиаторе охлаждения будет допустим 5 транзисторов, то откуда снимать напряжение. Можно с самого радиатора? Или как это выглядит. Прошу прощения за такой детский вопрос... учусь. С обычными транзисторами где 3 ноги как-то проще.

  • #30

    RV9CX (Среда, 04 Ноябрь 2015 17:34)

    Можно. Но радиатор придется изолировать от шасси. Однако возникнет другая проблема: на Вашем радиаторе будет постоянно +13 вольт, относительно всех корпусов Ваших железок на столе. Не лучший вариант. Обойти такую проблему помогает решение, т.н. "итальянской схемы" (осподи кто придумал это название..).

  • #31

    Юрий (Среда, 04 Ноябрь 2015 19:15)

    Спасибо, почитаю про итальянцев.
    Вот смоделировал на компьютере схему с 18 Вольтовым источником питания (батарея) и без реле. Очень даже хорошо! Детальки должны приехать на следующей неделе. Самое сложное найти подходящий корпус под это всё дело :)
    Пробная схема: https://yadi.sk/i/MrMOE2lKkESRG

  • #32

    RV9CX (Среда, 04 Ноябрь 2015 19:22)

    Батарея 18 вольт на входе в стабилизатор и переменка 18 вольт до моста - это совсем не одно и то же. В моем случае, без нагрузки на конденсаторе моста 25 вольт, а под нагрузкой 40А оно падает до 19 вольт. Соответственно, коэффициент пульсаций на ВХОДЕ в стабилизатор не будет соответствовать Вашей модели батареи.

  • #33

    Юрий (Пятница, 06 Ноябрь 2015 19:48)

    Приехали транзисторы.
    Самое страшное, что они 1992 года выпуска. Хотя нет, страшнее что ЯНВАРЬ 1992 года :)
    Вот такие они
    https://yadi.sk/i/A5gN_InJkHHkE

  • #34

    Юрий (Пятница, 06 Ноябрь 2015 20:08)

    Ещё конденсаторы входные, взял на 63 Вольта
    https://yadi.sk/i/hjbFnFV9kHKBu

  • #35

    RV9CX (Суббота, 07 Ноябрь 2015 05:43)

    Отличные транзисторы, год даже лучше, чем если бы вчера :) Я вообще в корпусе ТО-220 делаю - их легче изолировать и они существенно дешевле.

  • #36

    Юрий (Суббота, 07 Ноябрь 2015 12:15)

    Спасибо. Проверил мультиметром падение напряжения у всех разное. Всего 4 штуки очень близкие по параметрам. У остальных падение например 580 мВ и 628 мВ. Охлаждение придётся делать активное, и изобретать радиаторы из подручных средств. И чувствую будет проблема найти подходящее реле, т.к. заказал трансформатор на 24В 35А. Реле на 27В с силовыми контактами совсем выбора нет.

  • #37

    RV9CX (Воскресенье, 08 Ноябрь 2015 06:39)

    Естественно, параметры разные. Для этого и ставятся балластные резисторы. ЧЕм ровнее параметры транзисторов, тем меньший номинал этого резистора нужен и тем более высокий КПД получается.

  • #38

    Юрий (Четверг, 12 Ноябрь 2015 20:35)

    Подскажите пожалуйста на цифрах, как рассчитываются сопротивление и мощность резистора R2 для данной схемы с LM317?

  • #39

    Александр (Понедельник, 16 Ноябрь 2015 16:44)

    Подскажите-можно в этой схеме использовать П210В? Мне нужен ток 2-3А. Можно ли при столь малом токе отказаться от R3-R4? Спасибо.

  • #40

    RV9CX (Вторник, 17 Ноябрь 2015 13:43)

    Юрий, тут не заморачивайтесь - ставьте именно такой резистор и все.
    Александр, просто используйте КР142ЕН22А без вообще всякой обвязки и будет Вам полный "фарш" при 5А тока.

  • #41

    Юрий (Вторник, 17 Ноябрь 2015 15:14)

    Спасибо. Я хочу попробовать R13 заменить на переменный резистор, по идее можно получить более тонкую подстройку выходного напряжения.

  • #42

    RV9CX (Вторник, 17 Ноябрь 2015 15:31)

    Ну вообще-то так и надо делать, а потом можно заменить на постоянный.

  • #43

    Юрий (Среда, 18 Ноябрь 2015 18:29)

    Дмитрий, а можно ли для этой схемы использовать транзисторы 2SA1492, тепловыделение у них конечно дикое, но все же?

  • #44

    Александр (Суббота, 21 Ноябрь 2015 11:42)

    Если у меня транс. без средней точки во вторичной обмотке, то наверное надо использовать полный диодный мост?

  • #45

    RV9CX (Суббота, 21 Ноябрь 2015 12:17)

    Однозначно да. И вообще, если мало понимания в происходящем, всегда используйте полный мост, т.к. при использовании двухполупериодного выпрямителя с использованием трансформатора со средней точкой есть особенности.

  • #46

    RV9CX (Воскресенье, 22 Ноябрь 2015 07:12)

    Юрий, использовать можно, но суть моего предложения состоит в том, что горсть транзисторов КТ818 в корпусе ТО-220 стоит 3 копейки, т.е. в дешевизне. Ваш транзюк, вообще не дешевый. И, кстати, он просто мощнее, а тепловыделение на нем зависит от падения мощности на нем.

  • #47

    Геннадий (Воскресенье, 06 Декабрь 2015 10:25)

    Нуоченьинтересно и умная схема

  • #48

    Геннадий (Понедельник, 21 Декабрь 2015 07:02)

    Дмитрий, здравствуйте! Из-за отсутствия тр-ра можно ли подать+25в от автомобильного зарядного ус-ва (например FULL AUTOMATIC PRO-20A) а также вместо КМ317Т использоать КРЕН22А. Что для этого надо изменить? Спасибо!

  • #49

    RV9CX (Понедельник, 21 Декабрь 2015 07:13)

    Не знаю, что за зарядник. Он может быть импульсным, а может однополупериодным. Но я уверен, что ток он не обеспечит необходимый. ЕН22 использовать можно, но у нее также показатели по току непотребные - не более 5 А, по-моему. В общем, это уже совсем другая история, никак не относящаяся к обсуждаемой теме. Здесь речь о качественном и самом дешевом блоке питания с током более 20А.

  • #50

    Геннадий (Понедельник, 21 Декабрь 2015 09:40)

    Зарядник импульсный ло 20 ампер. Спасибо!

  • #51

    Геннадий (Понедельник, 21 Декабрь 2015 09:59)

    Дмитрий и все же мне кажется, что по теме. Я имел в виду подать +25в на эммиторы Т1-Т10 в Вашем БП. С наступающим Новым годом!

  • #52

    Геннадий (Понедельник, 21 Декабрь 2015 10:13)

    Дополнение, Трансивер Yaesu FT879

  • #53

    RV9CX (Понедельник, 21 Декабрь 2015 12:36)

    А, ну так-то можно, но теряется еще одно преимущество моего решения- отсуствие помех. Я очень не уверен, что Ваш импульсный источник не производит помех.

  • #54

    Геннадий (Понедельник, 21 Декабрь 2015 12:42)

    В буфере с аккумулятором ничего не слышно.

  • #55

    RV9CX (Понедельник, 21 Декабрь 2015 12:45)

    Ну, это может быть ошибочно, т.к. помехи зависят от режима работы преобразователя, нагрузки и пр. А Ваш еще и, судя по всему, нужно будет подшаманить для прямого использования - не факт, что он не контролирует выходной ток. Эту фичу в нем придется выключить.

  • #56

    Геннадий, (Понедельник, 21 Декабрь 2015 12:55)

    Спасибо, учту. Но все же, трансформатор буду продолжать искать. Всего доброго!

  • #57

    Александр С (Вторник, 22 Декабрь 2015 13:57)

    Доброго времени суток. Слабоват в теории, по сему прошу прощение за беспокойство. Практически собрал схему, осталось дело за транзисторами. Имею большое количество КТ 837, по моему так самое что, но пужает пост за номером 8 пункт 1. Прошу пояснить, что значит "могут завестись на ВЧ при неправильных схемотехнических решениях" и как этого избежать. За ранее благодарен за урок!

  • #58

    Геннадий (Четверг, 24 Декабрь 2015 17:34)

    Дмитрий, а можно ли в Вашей схеме вместо Т1-Т10 применить полевики IRFP460?

  • #59

    RV9CX (Четверг, 24 Декабрь 2015 17:46)

    Александр, суть явления в том, что даже без нагрузки транзисторы греются (это явные симптомы), а все потому, что блок питания стал генератором. Частота генерации зависит от горы факторов. Чтоб сорвать генерацию и ставятся пикофарадные конденсаторы параллельно электролитам. Ну вот в моем случае именно они и заводили БП как-то. В общем, делайте, а если даже что и произойдет - поправимо без вмешательства в конструкцию.

    Геннадий, прямой ответ - "нет".

  • #60

    александр (Среда, 06 Январь 2016 09:33)

    здравствуйте у меня такой вопрос а как стабилизатор напряжения этот блок питания подойдет просто я хочу его подключить к бортовой системе автомобиля напряжения 24...28в

  • #61

    RV9CX (Среда, 06 Январь 2016 15:07)

    Да. Но оцените ток нагрузки. Если 20А, то Вам нужно рассеять порядка 16х20=320 ватт на транзисторах. Нужна Вам такая печка?

  • #62

    АЛЕКСАНДР (Среда, 06 Январь 2016 23:31)

    еще раз здравствуйте ток нагрузки будет примерно от 5-ти до 10 -ти ампер если нужно будет я поставлю к нему терморегулятор а так я думаю схемка подойдет

  • #63

    RV9CX (Четверг, 07 Январь 2016 06:19)

    И что Вы планируете этим терморегулятором регулировать? Схема, как стабилизатор, безусловно подойдет

  • #64

    Коляныч (Пятница, 15 Январь 2016 06:26)

    Здравствуйте. В описании сказано, что реле должно быть на напряжение 27 вольт. Можно ли применить 24 вольтовое автомобильное реле.

  • #65

    RV9CX (Пятница, 15 Январь 2016 06:29)

    да. Резистор только включите, чтоб обмотка не перегрелась, если без нагрузки на реле будет большее напряжение.

  • #66

    Коляныч (Пятница, 15 Январь 2016 06:30)

    А если вместо реле применить конструкцию с тиристором открывающимся при 27 вольтах?

  • #67

    RV9CX (Пятница, 15 Январь 2016 06:35)

    Еще поставьте операционник, компаратор - чего уж!
    ДЛЯ ЧЕГО??? Что он шумел и чтоб лишняя ломающаяся деталь была? Конечно не стОит.

  • #68

    burgamistr (Пятница, 15 Январь 2016 09:34)

    Пытаюсь повторить Ваш БП, вместо диодного моста ставлю 60CTQ045,но на 2-м выводе получаю половину подаваемого напряжения. Подскажите в чём дело? Спасибр.

  • #69

    RV9CX (Пятница, 15 Январь 2016 09:39)

    А Вы его в одиночестве что-ли ставите? Так-то из них надо мост полноценный сделать, т.е. минимум 3 штуки (т.к. в одном из корпусов всю пару диодов можно использовать), а лучше 4 штуки.

  • #70

    burgamistr (Пятница, 15 Январь 2016 10:19)

    Не представляю как из 3-х сборок в каждой 2 диода с общим катодом можно сделать полноценный мост. Просьба-порекмендуйте диоды Шоттки для полноценного моста. Я,к сожалению плохо ориентируюсь в них. предполагамый ток-30А. Спасибо.

  • #71

    burgamistr (Пятница, 15 Январь 2016 10:23)

    P.S. У меня вторичная обмотка с средним выводом.

  • #72

    RV9CX (Пятница, 15 Январь 2016 10:25)

    Посмотрите схему диодной сборки - там ДВА диода с общим КАТОДОМ. Соединяйте два крайних вывода - это будет анод. Средний вывод - катод. Готов один диод! Делайте еще три таких и из всех 4х делайте нормальный мост. Естественно, что ток возрастает в 2 раза и падение на такой сборке падает также. И то, и другое ну очень замечательно.

  • #73

    RV9CX (Пятница, 15 Январь 2016)

    А. Я понял Ваше желание использовать ОДНУ такую сборку. Это возможно, но только если ваша обмотка расположена на одном сердечнике типа "Ш". Если соединяете две обмотки, теряете мощность в нагрев. Долго не буду объяснять - основы электротехники.

  • #74

    Коляныч (Пятница, 22 Январь 2016 16:12)

    Собрал. Включил без транзисторов и кондеров (80000мкф). Выставил 13.8 вольт. Медленно поднимается напряжение. При подключении нагрузки напряжение проседает на вольт. Трансформатор ТС270 перемотанный ( вторичка 18.5 вольт намотана медью шесть квадратов). Временный диодный мост на КД202) Что может быть?

  • #75

    Коляныч (Пятница, 22 Январь 2016 16:50)

    Обманул. Проседает на пол вольта.

  • #76

    RV9CX (Пятница, 22 Январь 2016 17:04)

    Конденсатор должен быть обязательно. Хотя бы 100мкФ по входу и 10 мкФ на выходе, если без нагрузки подключаете. Ну а просадка уже будет зависеть от тока и этих конденсаторов. Мало данных от Вас, идей могу нагенерить тыщу, но ни к чему тратить время.

  • #77

    Коляныч (Пятница, 22 Январь 2016 18:42)

    На выходе конденсаторы как в схеме. На вход ничего не ставил. Большие емкости еще в пути. Щас на вход пару тысяч прилеплю, может поможет. Спасибо.

  • #78

    Коляныч (Суббота, 23 Январь 2016 02:53)

    На вход поставил 10000мкф. Все равно поднимается напряжение. За 20 минут прибавил с 13.8 до 14.07 и ползет дальше . Конденсаторы новые. Может LM чудит? Ставил Б/У из дохлого УПСа.

  • #79

    Коляныч (Суббота, 23 Январь 2016 04:46)

    Проблему решил диод параллельно R14.

  • #80

    RV9CX (Суббота, 23 Январь 2016 05:20)

    Не думаю, что проблема решена, т.к. данный эффект говорит о каком-то температурном дрейфе. Под нагрузкой увидите, как себя поведет

  • #81

    Коляныч (Суббота, 23 Январь 2016 11:39)

    Так точно. Не решена. Попробую менять LM,

  • #82

    Коляныч (Суббота, 23 Январь 2016 16:06)

    LM поменял. Ничего не изменилось. Что может быть??? Я уже психую. Простейшая схема а настроить не могу.

  • #83

    RV9CX (Суббота, 23 Январь 2016 16:15)

    Это температурный дрейф, видимо. Нужно понять, где он в этой, действительно, простейшей схеме. Пробуйте "ненужные" для стабилизации детали отключать по очереди. Например, сначала всю группу транзисторов. При этом, измеряйте режимы в ключевых точках схемы. Кстати, он может быть обусловлен тем самым возбудом, о котором я в комментариях выше писал раза два уже. Если нет осциллографа глянуть, то тупо вешайте разные конденсаторы порядка сотен пикофарад на вход и выход.

  • #84

    Коляныч (Понедельник, 25 Январь 2016 09:11)

    Перепробовал все. Заменял все детали, истыкал конденсаторами. Напряжение медленно поднимается. Я в теории слаб, подскажите пожалста где что мерить, и какие должны быть результаты. Опорное напряжение на LM завышено - 1,45 в. Может тестер брешет.

  • #85

    RV9CX (Понедельник, 25 Январь 2016 12:03)

    Транзисторы полностью отсоединяли от стабилизатора? Что значит "опорное напряжение"?

  • #86

    Коляныч (Понедельник, 25 Январь 2016 17:03)

    Транзисторы отсоединил полностью. Опорное напряжение Lm ки по datasheet-у (Vref)=1.25 вольт.
    Уменьшил это "дрейф" заменив С3 на пленочник 68 пФ, но проблема не решена. Все равно ползет вверх. Выставляю 13.8 вольт, без транзисторов нагружаю небольшой лампочкой. Хавает 180 мА. LM-ка греется градусов до 60. В течении получаса напряжение поднимается почти до 15 вольт. Скидываю подстроечником - опять ползет. Злюсь, бросаю нах... Проходит пару часов, включаю. На Вольтметре изначально 11-12 вольт, а потом поползло... Злюсь, бля, но докопаюсь в чем дело все равно!

  • #87

    RV9CX (Понедельник, 25 Январь 2016 17:13)

    Коляныч, спокойно! Разберемся. Моя идея изначально заключалась в том, что это почти бесплатно, абсолютно стабильно и навсегда. Сейчас мы видим, что просто стабилизатор не тянет. Не в транзисторной обвязке дело. Варианты такие вижу:
    1. Неисправна LM317
    2. Ее обвязка собрана из некачественных деталей
    3. ВСЁ!
    В обвязке электролиты и резюки! Первые когда новые доджны после включения создать оксидный слой, пока это не произойдет, они ведут себя не так. Но в любом случае, это не Ваш случай. Остаются резисторы - они должны греться, чтоб менять свои номиналы. А они представляют из себя ДЕЛИТЕЛЬ. Если резюки меняют сопротивление под воздействием температуры, то конечно же это будет влиять на Rвых.
    С3 у Вас установлен? Какой? И вообще, опишите номиналы Ваших деталей в обвязке стабилизатора. Пока общение с транзисторной обвязкой исключаем вообще. Также сообщите какие напряжения на входе и выходе стабилизатора. Ну и переменка, ток нагрузки какие.

  • #88

    Федя (Четверг, 11 Февраль 2016 17:36)

    Конденсатор С1 можно поставить с рабочим напряжением 25 вольт. Не рванет? Есть в наличии пара 47000 и 33000 мкф. Который 47000 - на 35 вольт. А 33000 мкф 25 вольтовый.

  • #89

    RV9CX (Четверг, 11 Февраль 2016 18:09)

    Если переменки не более 18 вольт, то норм. У самого на 25 вольт стояли всегда.

  • #90

    Федя (Четверг, 11 Февраль 2016 18:18)

    Переменки 18,5. Думаю пол вольта больше - ничего страшного.

  • #91

    Коляныч (Пятница, 12 Февраль 2016 18:31)

    Здравствуйте! Снова я... Немного некогда было блоком заниматься - лежал. Сегодня достал из ящика, заменил подстроечник и случилось чудо. Напряжение стабильно.
    Но тут новая незадача. Запустил все в сборе, с полным набором транзисторов, полной емкостью С1. Нагрузил автомобильным мотором от печки - при потреблении 3 Ампера напруга просела с 13.8 до 10,8 вольт. Вторичку трансформатора ТС-270 намотал медной проволокой 6 квадратов (диаметр 2,5 мм) по идее мощи должно хватать. Старые вторички снял полностью.
    В чем может быть проблема? Может быть секции вторички неправильно соединил между собой. Слышал что при соединении обмоток на данном типе магнитопровода трансформатора есть какие то особенности. Ка то там хитро то ли конец обмотки первой секции соединяют с концом второй, или ка к то по другому.Чет как то мне не не везет с самого начала в сборке этого БП.

  • #92

    RV9CX (Пятница, 12 Февраль 2016 18:36)

    Во-первых, какое напряжение на вторичке под нагрузкой, во-вторых, какое оно на выходе с моста. Либо просела вторичка, либо большое падение на мосте (диоды такие), либо длинные проводники и тонкие от моста до входа в микросхему. Это первое что нужно проверить.

  • #93

    Коляныч (Пятница, 12 Февраль 2016 19:06)

    Прошу прощения глубокоуважаемый RV9CX за излишнее беспокойство. Что то я туплю. Провода тонкие были от блока до нагрузки, мерил на нагрузке. Вот и просадка. С нормальными проводами на Alinco DR135 при полной мощности на передачу - без просадки. Спасибо за схему и за помощь! Всего самого наилучшего!

  • #94

    RV9CX (Пятница, 12 Февраль 2016 19:09)

    Поздравляю) Эта схема почему и прижилась, что если ее даже тупо повторить - она всегда работает.

  • #95

    Борис RW9TP (Вторник, 14 Июнь 2016 21:19)

    Дмитрий, схема заинтересовала!
    Мешок KT819 залежался...
    Как бы их под LM317 вместо КТ818 приспособить?

    73!
    RW9TP

  • #96

    RV9CX (Среда, 15 Июнь 2016 07:32)

    Они другой структуры, лучше на них время не тратить. Тогда уж сразу на полевиках, но это уже другая тема.

  • #97

    uv5eef (Воскресенье, 28 Август 2016 10:49)

    Борис RW9TP. Используйте LM337 и стабилизируйте минус.

  • #98

    Роман (Вторник, 11 Октябрь 2016 14:49)

    Здравствуйте Дмитрий!
    Подскажите пожалуйста, сечение нихромовой проволоки, которую Вы использовали для намотки резисторов?

  • #99

    RV9CX (Вторник, 11 Октябрь 2016 15:45)

    Порядка 0.3мм

  • #100

    uv5eef (Суббота, 10 Июнь 2017 22:54)

    Столкнулся с проблемой. Использую LM7912 и 4 транзистоа 2n3055. Без транзисторов напряжение стабилизации 11.8 В. С транзисторами под нагрузкой тоже 11.8 В . Причем при увеличении нагрузки напряжение не меняется. А вот без нагрузки 13.2 В. Как уже писали схема простая но злит.

  • #101

    RV9CX (Воскресенье, 11 Июнь 2017 00:50)

    Про данной статье какой вопрос конкретно? Нас тут ничего не злит и все работает)

  • #102

    uv5eef (Воскресенье, 11 Июнь 2017 07:15)

    Собрал БП по этой схеме, получил такой результат. Ранее делал такие блоки питания с одним транзистором все работало отлично. Без претензий, просто написал с чем столкнулся. В скоре разберусь, напишу вчем была причина.

  • #103

    RV9CX (Воскресенье, 11 Июнь 2017 08:10)

    Транзисторы по одному отключайте. Мне кажется, один из них не до конца жив.

  • #104

    uv5eef (Пятница, 30 Июнь 2017 09:58)

    Оказалось возбуд. Подключение конденсаторов 0,1 мкф на входе и выходе микросхемы только ухудшает картину, даже пищать начинает с частотой в пару килогерц. Что звук издает не понимаю, может стрелочный вольтметр. Подключаю конденсатор
    параллельно R2 становится лучше но не полностью. Не устранено.

  • #105

    RV9CX (Пятница, 30 Июнь 2017 10:01)

    Неудачный экземпляр стабилизатора, скорей всего или транзисторы. Если их убрать полностью, как я писал выше, проблема остается?

  • #106

    uv5eef (Пятница, 30 Июнь 2017 10:16)

    Без транзисторов нормально.

  • #107

    RV9CX (Воскресенье, 02 Июль 2017 11:14)

    ну значит я был прав.

  • #108

    Кулдыбек Серубаев (Суббота, 15 Июль 2017 15:17)

    Дмитрий спасибо за схемное решение. Собрал такой БП и все работает надежно. Спокойно держит 30А. На всяки случай установил мальенкий вентилятор,уменьшил обороты и совсем не слышно шума. Спасибо еще раз.
    73! Бек. UN7TX.

  • #109

    RV9CX (Суббота, 15 Июль 2017 20:01)

    Да, Бек, так и есть! Я тоже, спустя 20 лет поставил 12 вольтовый вентилятор, подал на него 5 вольт и питаю с него все охранные/видео системы и трансивер круглосуточно. Спасибо! :)

  • #110

    Сергей (Вторник, 05 Сентябрь 2017 21:12)

    RV9C -Хочу собрать на полевиках Есть ли какие новые данные по работе этой схемы?

  • #111

    RV9CX (Среда, 06 Сентябрь 2017 07:15)

    Все работает. Я весьма доволен.

  • #112

    Сергей (Пятница, 08 Сентябрь 2017 16:31)

    Еще 1 вопрос-какие размеры радиатора под IRF? Хочу применить радиатор от процессора ПК с обдувом Что скажете,

  • #113

    RV9CX (Пятница, 08 Сентябрь 2017 16:33)

    Очень просто: посчитайте рассеиваемую мощность, а потом в справочнике каком-нибудь найдите на что способен этот радиатор. Мое мнение - достаточно.

  • #114

    Сергей (Пятница, 08 Сентябрь 2017 16:34)

    Спасибо!

  • #115

    Сергей (Пятница, 08 Сентябрь 2017 23:48)

    RV9CX - И еще такой вопрос -По выходу хочу поставить тиристорный блочок от перенапряжения Стоит ли?

  • #116

    RV9CX (Суббота, 09 Сентябрь 2017 06:55)

    Я выше уже писал мнение по этому поводу. Можете поставить. Я не ставил никогда.

  • #117

    uv5eef (Четверг, 12 Октябрь 2017 13:02)

    Забыл вовремя отписаться. Виновником оказалась бракованная LM7912. Заменил на LM337, все стало на свои места.

  • #118

    RV9CX (Пятница, 13 Октябрь 2017 04:18)

    Ну в 105 посте я про это говорил. Спасибо за отзыв.

  • #119

    Сергей (Пятница, 03 Ноябрь 2017 20:15)

    RV9CX-Собрал Вашу схему на полевиках-работает хорошо Сейчас собираюсь ее сделать в другом - более маленьком корпусе с другим силовым трансформатором - стоит ТС-270- ну уж очень он громоздкии-нашел покомпактнее Интересует 2 вопроса- 1.В режиме RX U х.х=13,9 вольт при включении трансивера 14,00 вольт-это нормально или что-то у меня не так? 2.Попалась схема аналогичная вашей но на 1 транзисторе

  • #120

    Сергей (Пятница, 03 Ноябрь 2017 20:20)

    IRFP 064 N Как вы думаете на мощном радиаторе от процессора с обдувом вытянит ли он 14 вольт 20 ампер ?

  • #121

    RV9CX (Суббота, 04 Ноябрь 2017 07:34)

    увеличение напряжения под нагрузкой часто встречается, когда появляется генерация (возбуд) или увеличение пульсаций. Во втором случае при измерении другим прибором показания другие могут быть. А вот с генерацией надо броться: либо конденсатор блокировочный использовать, либо наоборот убрать. Было у меня когда именно он и провоцировал генерацию в районе 8МГц.

    Что касается 14 вольтх20А. Важно не сколько выйдет из блока питания, а сколько в нем сотанется, а именно падение напряжения на силовом транзисторе. Именно оно умноженное на ток через него и определяет ту тепловую мощность, которая должна рассеяться на радиаторе. В моем случае этого не достаточно. В вашем может и хватить.

  • #122

    Сергей (Суббота, 04 Ноябрь 2017 12:27)

    Понятно -по осцилографу пульсация 40 мВ, возбуд не заметил Сбл. конечно много разных напихал, ну а само увеличение состaвляет 13,95 х.х. до 14,21 под нагрузкой то есть 0,07 вольт и началась после того как случайно коротнул 100 000 мкф. может какая то утечка в irf 064 получилась? Ну а так все работает стабильно Просадка U с 2 А до 20 = 0,2 в.

  • #123

    Сергей (Суббота, 04 Ноябрь 2017 12:44)

    На входе IRF +- 25 вольт выход - +- 14 в. то это конечно для 1 ого много Попробовать уменьшить до 18-20 вольт на входе

  • #124

    RV9CX (Суббота, 04 Ноябрь 2017 14:17)

    надо смотреть под нагрузкой напряжения. Если 25 вольт под нагрузкой, то логичный вопрос: зачем такая печка?

  • #125

    Сергей (Суббота, 04 Ноябрь 2017 14:38)

    25 вольт под нагрузкой 2 А и 20-22 вольта при 20 А Днем напряжение в сети до 190 вольт опускалось ,поэтому и намотал с запасом Сейчас с стабилизатором сети нормально - при переделке и намотке другого ТР. буду корректировать U +- до 18-20 вольт

  • #126

    RV9CX (Суббота, 04 Ноябрь 2017 14:56)

    Нет необходимости гонять такую мощу на IRF. Ему достаточно 15 вольт, а это сразу минус 50 ватт от имеющейся сейчас на нем мощности.

  • #127

    Сергей (Суббота, 04 Ноябрь 2017 17:24)

    Понятно Спасибо!

  • #128

    алексей (Среда, 15 Ноябрь 2017 15:09)

    хочу сделать блок

  • #129

    алексей (Четверг, 16 Ноябрь 2017 05:56)

    как бы вам позвонить и спросить что писать 016 сR как они нет описания

  • #130

    RV9CX (Четверг, 16 Ноябрь 2017 09:02)

    Не понял вопрос. Сможете его описать на русском или английском, если удобнее?

  • #131

    Андрей (Понедельник, 08 Январь 2018 19:45)

    А файла печатной платы у вас нет?

  • #132

    RV9CX (Вторник, 09 Январь 2018 05:26)

    Платы нет, т.к. навесной монтаж

  • #133

    Даниил (Понедельник, 29 Январь 2018 13:41)

    Здравствуйте, резистор R2 ограничивающий ток для микросхемы обязателен? Или же можно обойтись без него?

  • #134

    RV9CX (Понедельник, 29 Январь 2018 16:47)

    Обойтись без него нельзя

  • #135

    Даниил (Вторник, 30 Январь 2018 08:48)

    Номинал его я так понял 2.7 Ома ? При моем напряжении переменки 21 в и после диодного моста и конденсаторов 28 в я думаю можно оставить такой же номинал. И микросхему буду ставить LM338t. Ее ведь также можно поcтавить?

  • #136

    RV9CX (Вторник, 30 Январь 2018 17:35)

    Да, норм - будет работать

  • #137

    Даниил (Вторник, 30 Январь 2018 22:08)

    Спасибо за ответы

  • #138

    Нкиолай (Среда, 31 Январь 2018 11:13)

    Здравствуйте, только начиню вникать источники питания. Не могу понять назначение выключателя К1.1 и что значит реле К1 - "переключающееся"? К1.1 и К1 - это разные детали, или одна и та же? Прошу прощения за глупые вопросы.

  • #139

    Сергей (Среда, 31 Январь 2018 12:19)

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие диоды с барьером шоттки Вы лично применяли в мостах своих источниках питания? Вы писали что КД2998 дают просадку, но ведь это тоже диоды шоттки. Собираю схему БП на полевиках. Какая у Вас получилась площадь радиаторов под полевики?
    Спасибо.

  • #140

    RV9CX (Среда, 31 Январь 2018 14:33)

    Николай, основы радиотехники обясняют для этого обученные люди. У меня задача другая. Реле К1 в своем составе содержит группу (группы) контактов, которые на схемах обозначаются. В данном случае К1.1 - контакты первой группы. Подойдет любое, т.к. используется только нормально разомкнутая группа.

    Сергей, диоды любые. Вообще любые. Я вот сейчас ящик у себя открою и штук 10 разных точно найду - какие есть, подходящие по параметрам. Что касается радиаторов, у меня их уже столько было.. Кто б ее мерял, ту площадь. В последнем БП размер пластины порядка 8х15см и ребра длиной сантиметра 2.

  • #141

    Николай (Четверг, 01 Февраль 2018 00:39)

    RV9CX да, спасибо, изучил в сети материалы о плавном запуске трансформатора, все встало на свои места!

  • #142

    Сергей (Четверг, 01 Февраль 2018 07:37)

    Дмитрий, спасибо за ответ! Попробую применить КД2998Г (их есть у меня). ))

  • #143

    Николай (Четверг, 08 Февраль 2018 03:36)

    Собирал по первой схеме на биполярных транзисторах, рассчитывал на ток 25 ампер, брал 5 штук с резисторами на эмитторах по 0,1 ом, все включилось заработало, сгорели при испытании от нагрузки в 12 ампер при температуре радиатора 50 градусов, пробовал два раза (с вентилятором), оба раза горели при примерно одинаковых нагрузках. Возможно ужасно некачественные русские транзисторы, валялись в шкафу миллион лет, возможно что-то с ними произошло, или партия такая. Буду собирать схему с полевиками, буду пробовать использовать 4шт. IRFP450, параметры конечно совершенно разные, в сравнении с IRFP064, но попробовать думаю можно, о результатах отпишусь.

  • #144

    RV9CX (Четверг, 08 Февраль 2018 05:53)

    Весьма странно. Какое напряжение на выходе моста под нагрузкой и какое падение напряжения на R2?

  • #145

    Николай (Четверг, 08 Февраль 2018 08:41)

    Не представляю как это вышло, но я перепутал обмотки, в схеме все время работала обмотка 27в! Не знаю про напряжение на мосту, но после конденсатора 47000мкф увеличивается до 40! Собирать все заново уже не буду. Уважаемые коллеги, будьте внимательны!

    RV9CX прошу совета, на счет IRFP450, как считаете, возможно ли обойтись двумя? Максимально нагружаться будет до 25 ампер.

  • #146

    RV9CX (Четверг, 08 Февраль 2018 13:59)

    НУ все правильно, потому и спросил про напряжение, т.к. очевидно, что оно избыточно.
    IRFP450 слабоваты, а городить огород из нескольких штук я бы точно не стал. Но двух точно мало.

    Только уж не в действующей ли схеме Вы станете ставить полевики? Т.е. на них 40 вольт хотите подать?

  • #147

    Николай (Четверг, 08 Февраль 2018 22:20)

    Нет, первая схема разобрана, а для второй схемы с полевиками подготовил транс на 16-17в переменки.

    Ну чтож, тогда закажу IRFP064, будем ждать!

  • #148

    Андрей (Вторник, 13 Февраль 2018 05:54)

    Собираю схему на КТ818,можно ли использовать диодный мост КВРС ?

  • #149

    RV9CX (Вторник, 13 Февраль 2018 16:56)

    Вы привели абсолютно два не связанных аспекта. Выбор моста не зависит от типа применяемого транзистора и наоборот. Вы даже не написали, какой конкретно КВРС будете применять. Посему, какой вопрос, такой и ответ: можно.

  • #150

    Andrey (Воскресенье, 18 Февраль 2018 15:02)

    КВРС 3510

  • #151

    RV9CX (Воскресенье, 18 Февраль 2018 15:12)

    Ну если больше ничего нет, то ставьте.

  • #152

    Andrey (Воскресенье, 18 Февраль 2018 15:47)

    Сделал замеры, трансформатор выдает 18.1 В , с вышеупомянутого моста выходит 17.0 В . Этого хватит для нормальной работы схемы?

  • #153

    RV9CX (Воскресенье, 18 Февраль 2018 16:08)

    При 18 вольтах переменки после моста должно быть на конденсаторе 25 вольт

  • #154

    Andrey (Воскресенье, 18 Февраль 2018 16:15)

    Подключил конденсатор С1 10000 мкф *63В, напряжение на нем составило ровно 24.0 В . Маловато будет?

  • #155

    RV9CX (Воскресенье, 18 Февраль 2018 16:21)

    Нормально. Делайте уже и запускайте

  • #156

    Andrey (Воскресенье, 18 Февраль 2018 16:24)

    Делаю,всё в процессе.О результатах напишу обязательно.

  • #157

    User (Понедельник, 19 Февраль 2018 06:11)

    Транзисторы кт818 в каком корпусе вы использовали? ТО-3 ? Или в пластиковом?

  • #158

    User (Понедельник, 19 Февраль 2018 06:34)

    А можно ли использовать вместо КТ818 транзисторы TIP35C ?

  • #159

    User (Понедельник, 19 Февраль 2018 08:12)

    Сам себя поправлю, у них же проводимость другая...
    А вот эти MJ2955 - думаю подойдут.

  • #160

    RV9CX (Понедельник, 19 Февраль 2018 08:18)

    Я писал выше, что в пластике. Но ставил всякие - все одинаково работают.
    MJ2955 вроде должны, я их не знаю. По основным показателям вроде норм, глубже не изучал. И не ВЧ, что хорошо.

  • #161

    Николай (Понедельник, 19 Февраль 2018 09:03)

    Плюнул на ожидание IRFP и перемотал второй транс на 16-17 вольт, набрался терпения и таки нашел еще 5 штук КТ818В, нашел подходящий радиатор и в один ряд все поместилось вместе с "элемкой". Два вентилятора через регулятор оборотов (так же на LM317T), трудятся в тандеме, один на приток воздуха, второй на выдув. Конструкция действительно надежная как танк, все получилось, свои 25 ампер держит, нихром сопротивлением 0,5 ом при 13,92 плавит "за здравствуй", радиатор не сильно греется, нагрев под нагрузкой ощущается только на диодном мосту GBPC2506, но другого не было под рукой. На случай если прошибёт ключи сделал защиту от перенапруги на тиристоре 2У202М и стабилитроне Д815Ж (они замкнут цепь и сгорят предохранители). Большое спасибо автору за толчок к творческому развитию схемы!

  • #162

    RV9CX (Понедельник, 19 Февраль 2018 09:12)

    Поздравляю. Терпение вознаграждено)
    Кроме "плавит за здравствуй" еще нужно контролировать выходное напряжение. Ну и потом оценивать сколько падает на соединительных проводниках и надо ли делать их толще. Тут каждый решает сам. У меня падает 0.01 вольта и я считаю именно таким должен быть правильный блок питания, а не как некоторые "изобретатели" цепляют параллельно кучу LM317 или других и утверждают, что "у них все работает". Вертел я такую работу.

  • #163

    Николай (Понедельник, 19 Февраль 2018 09:16)

    Да согласен, буду честен при 23 амперах падение 20 мВ, непосредственно на клеммах БП Ну буду работать над этим, думаю дело в диодном мосту.

  • #164

    RV9CX (Понедельник, 19 Февраль 2018 09:20)

    Это хороший результат, можно его оставить. Еще раз поздравляю! дальше уже только оценивать уровень пульсаций под нагрузкой.

  • #165

    Николай (Понедельник, 19 Февраль 2018 10:08)

    На работе стоят да осциллографа советских С1-73 и С1-112А, работают, но осциллограф для меня прибор новый, вот в свободное время постараюсь освоить. Надеюсь они подойдут.

  • #166

    User (Понедельник, 19 Февраль 2018 10:59)

    Николай, так у вас в общей сложности сколько транзисторов? 10 ?

  • #167

    Николай (Понедельник, 19 Февраль 2018 11:13)

    User - 5 шт. На эмиттерах резисторы по 0.1 ом

  • #168

    User (Понедельник, 19 Февраль 2018 12:19)

    Николай, ок, спс.

  • #169

    User (Понедельник, 19 Февраль 2018 13:23)

    Николай, а реле какое у вас?

  • #170

    Андрей (Среда, 21 Февраль 2018 05:41)

    Сделал вчера первое включение. Конденсатор С4 у меня стоит на 15000, ну не нашел на 4000,Это только в субботу получится съездить в магазин и купить. Так вот, при включении напряжение медленно, примерно около минуты ползет вверх до 13.8 В. Это из -за большей емкости конденсатора С4 ?

  • #171

    RV9CX (Среда, 21 Февраль 2018 06:24)

    Речь, видимо о первой схеме. Нет, дело в другом. Попробуйте сначала отключить транзисторы и посмотреть режимы без них. А "ползет вверх" с какого напряжения и стабильны ли параметры под нагрузкой после этого? Еще обратите внимание, после снятия нагрузки напряжение по-прежнему дрейфует также или иначе?