Ревизия антенны A3S Cuschraft

     Приобретенная мной A3S ходила по рукам несколько лет, прежде чем я ее водрузил на крышу нового QTH. Первый же подьем показал низкий резонанс на 20м - порядка 13900кГц. Причем, судя по жалобам в форумах, эта проблема была не только у меня. Укорочение вибратора вопрос решило, но заставило задуматься. Так она простояла пару лет. А в один прекрасный утренний час включение антенны показало полный обрыв - и это за пару часов до вылета на самолете! На крышу уже не полез - удостоверился лишь в наличии самой антенны при осмотре с земли.

     Что я получил по возвращении:

1. КСВ во всех диапазонах был большой - чувствовался обрыв, который периодически самопроизвольно устранялся - явный неконтакт.

2. Опущенная антенна ничем не выделялась и внешних проблем в точке ее питания выявлено не было

 

Что ж  - старое предположение о возможных проблемах с трэпами нужно было проверить. Тем более, что кроме того, что резонанс на 20м был низко изначально, еще смущало и то, что периодически у антенны самопроизвольно скакал КСВ, хоть и в разумных пределах. Это говорило о том, что проблемы с трэпами могли быть и в пассивных элементах. Итак, разборка трэпов со стороны бума показала наличие самореза:

A3S trap
Саморез, подлежащий протяжке, но лучше заменить сразу

Этот саморез необходимо было протянуть. Рекомендую на этом этапе воспользоваться специальным компаундом PENETROX A для улучшения контакта.

      В отличие от конденсатора (коим и является наружный каркас трэпа), катушка устроена покрепче и ее контакт с полотном вибратора механически прочнее. Однако, рекомендую и их протянуть также: 

Катушка трэпа
Катушка трэпа

     Протяжка всех саморезов показала, что 70% из них просто болтаются, создавая некачественный контакт. Причем, из них половину пришлось заменить из-за прокручивания.  Ну, к этому я уже был готов и с собой была горсть вот таких саморезов, которыми я и заменил проблемные родные метизы:

Саморез с прессшайбой остроконечный 4,2х16
Саморез с прессшайбой остроконечный 4,2х16

      Таким образом были протянуты все трэпы, после чего их крышки были надеты на место и посажены на герметик.

 

Итак, все проблемные места протянуты, трэпы собраны! Не грех проверить настройку. Как это делать, говорилось здесь. Частоты настроек трэпов:

ТА - 28.6 МГц

ТВ - 21.5 МГц

ТС - 21.3 МГц

 

Однако, с учетом того, что имеются лишние проводники в виде трубок, реально нужно стремиться к этим частотам:

ТА - 27.5 МГц

ТВ - 20.39 МГц

ТС - 20.2 МГц

 

Теперь можно все собирать обратно.

 

   Первый же подьем антенны показал полное несоответствие графиков КСВ первоначальным измерениям, причем, в лучшую сторону! Резонанс на 20м стал находиться там, где ему и положено - в районе 14100кГц! Дальнейшие измерения подтвердили работоспособность системы:  

10м
10м
15м
15м
20м
20м

Здесь надо отметить, что я, по привычке, немного укоротил вибратор по 5мм с каждой стороны между трэпами - это передвинуло резонанс на диапазоне 21 МГц немного выше. На 14 МГц это повлияло не так сильно, а 28 МГц вообще не коснулось. Антенна настраивалась в CW участок. Кстати, на 14 МГц антенна стала существенно широкополоснее.

      

Итак!

Проводите ревизию своих антенн. Не обязательно трэповых. Это замечание относится ко ВСЕМ антеннам, у которых в элементах имеются реактивные компоненты. Например, меня та же участь постигла и с 40-2CD той же фирмы, а у нее установлены просто катушки в полотнах! 

Что бы я рекомендовал: лучше производить крепление конденсатора к элементу не саморезом (разболтается все равно), а на клепки, как это делает, например, Antenna-DEPO при сборке труб. Это будет навечно и мне не ясно, почему так не было сделано на заводе. 

А теперь - вариант механического повреждения трэпа:

Бывает и так
Бывает и так

И вариант его восстановления:

Вариант восстановления от DU1GМ
Вариант восстановления от DU1GМ

И вот еще один опыт работы с такими антеннами.

Стояла у меня TH3-mkIV и в определенный момент перестал работать 15м диапазон, 20ка стала в районе 14600кГц, а на 10ке изменений не было. Очевидно, неисправен трэп 15м диапазона, причем в вибраторе. Разборка действительно показала трэп, испытавший явные перегрузки: 

- провод катушки перегревался и даже был деформирован,

- витки катушки в канавках стали слишком близкими друг к другу на некоторых участках

- каркас катушки расплавлен, но еще пытался держать форму.

 

   При всем этом, катушка показывала устойчивое короткое замыкание и имела хороший контакт с элементами антенны и на первый взгляд, межвитковое замыкание отсутствовало! Что и предопределило дальнейшие проблемы.

   К слову сказать, на фото ниже трэп из рефлектора, но его постигла иная учесть: в воздушном зазоре пытался жить паук (антенна в лесу) и для него это кончилось плачевно:

RV9CX trap th3-mkIV
Трэп рефлектора TH3-mkIV

Фото виновника я не делал, он такой же, как на фото выше. Ему была проведена профилактика в виде принудительного раздвигания витков в месте перегрева провода и очистки от сажи. После подъема антенна, по-прежнему не заработала. Были перебраны все трэпы во всех элементах. И только после перемотки виновного трэпа в вибраторе система заработала:

RV9CX перемотанный трэп TH3-mkIV
Трэп TH3-mkIV после перемотки

Видно, что шаг намотки неровный, но это потому, что каркас изрядно поплавлен и дорожки какие уж стали. В 15м трэпе 30 витков. Родной провод трэпов в TH3-mkIV алюминиевый, диаметром 2.5мм, я мотал проводом медным (залудив концы обязательно) диаметром 2мм, таким образом искусственно увеличивая расстояние между витками в оплавленных канавках.

Помните: все мифы о сгорании трэпов бОльшей частью относятся именно к отгоранию нарушившегося контакта, а не нарушению конструкции самого трэпа. У кого-то и при 300 ваттах они "горели", а у меня прошли испытание через АСОМ-2000 и ничего не произошло. А вот на 40-2CD отгорели до выжигания канавок места крепления катушек к полотнам ввиду слабого контакта. После указанной протяжки антенна начала работать прогнозируемо.

А теперь, как найти проблемное место и начать восстановление. Подразумеваем, что все поверхностные этапы типа прозвонки трэпов тестером и их крепление к элементам  завершены безуспешно.

Итак, у нас 6 половинок от элементов антенны и пока не до конца ясно, в какой из них необходимо вскрывать трэпы. Для того, чтоб избавить себя от лишней работы нужно проделать небольшую лабораторную работу. Необходимо сделать один проволочный противовес и к нему по очереди подключать половинки элементов. Необходимо выявить пару, в которой показания анализатора различаются. Ну а далее, все понятно!

Поскольку, мои симптомы говорили о неисправности трэпа 15м (10ка-то работала!) диапазона я сделал так:

1. провод длиной 3м положил на пол - это типа противовес

2. с другой стороны расположил вертикально (прямо в комнате) любую половинку элемента и проводом длиной метра полтора нарастил его до противовеса

3. Подключил анализатор к этому типа диполю и снял импедансы.

 

В моем случае явные изменения должны были быть на 15м диапазоне, поэтому в первую очередь я нашел резонанс там: он оказался на 20.400кГц. Нас абсолютно не интересует абсолютное значение. Важно, что все рабочие половинки будут где-то рядом, а вот неисправная на этой частоте показала реактивность -130 Ом, что укладывалось в сложившуюся ситуацию. После этого трэп был перемотан, и только потом вся половинка элемента показала идентичные импедансы второй половинке.

 

    Следующий этап - замена родного кабельного дросселя на ферритовый столбик:

A3S alternate loading
Ферритовый дроссель

   Набор из колец М600НН 20х12х6. Количество 22шт - достаточное для того, чтоб обеспечить 12мкГн, а именно такая индуктивность нужна для создания реактанса в 1кОм на диапазоне 20м.

 

3.09.2010

Оставить комментарий

Комментарии: 12
  • #1

    Анатолий (Среда, 06 Октябрь 2010 11:05)

    Спасибо!
    Все предельно ясно и доходчиво.

  • #2

    rk0sa@mail.ru (Понедельник, 03 Февраль 2014 07:37)

    Дмитрий, а Вы не пробовали садить катушку трапа
    к элементу на клёпки вместо саморезов? у меня
    A3S стоит более 10 лет, трапы залиты герметиком..."вдувал" 1,6 квт. и никаких проблем с КСВ. только периодически рем. точку запитки с кабелем.
    куп. A743 на 40-30, там трап не залит ничем.мед.
    проволка в лак. изол.без канавок каркас , вит. к вит. посоветуйте каким герметиком залить...? ведь при покрытии катушки изменится частота, индуктивнось трапа. RK0SA Виктор, Иркутск.

  • #3

    RV9CX (Понедельник, 03 Февраль 2014 16:47)

    Я про клепки и писал в тексте. Трэпы в A3S не залиты герметиком. И не нужно это делать. вы ничего не путаете?

  • #4

    RK0SA (Вторник, 04 Февраль 2014 04:07)

    трапы A3S залил прежний владелец, и как оказалось 15лет - никаких проблем с контактами...
    а вот на A743 надо залить, т.к. обмотка виток к витку и без канавок на каркасе.

  • #5

    RV9CX (Вторник, 04 Февраль 2014 15:33)

    Думаю, не надо ничего заливать. Никогда этого не делал даже с самодельными трэпами. Только места паек герметизировал и все.

  • #6

    RK0SA (Суббота, 08 Февраль 2014 16:19)

    Дмитрий, "замена родного кабельного дроселя на феритовый столбик..." у Вас указано кольцо М600НН проницаемости, а на сайте "ОЭНДИС"
    (у них подробно описано по маркам колец маг.
    проницаемость) т.е. 600НН у них указано что до
    1,5 МГЦ. частота "работы". Может я что-то недопонимаю? ведь антенна раб. до 28 МГЦ.

  • #7

    RV9CX (Воскресенье, 09 Февраль 2014 05:55)

    Я не знаю, что имеет в виду Эндис), но я говорю о выборе между популярными у нас марками. Если в этот ряд поставить Firerite или что еще, что может так получиться, что все наши НН и НМ можно вообще из рассмотрения убрать.

  • #8

    RK0SA (Воскресенье, 09 Февраль 2014 12:33)

    Отчасти, Дмитрий, это наши отечественные советского пр-ва феритты марки НН, кои ставили
    в радиоприёмники советского пр-ва, и самоделки.
    на ДВ и СВ волны, плюс ПЧ 465кгц.
    за"буржуев" колец - неприемлемо...

  • #9

    Антон EW8ADX (Воскресенье, 19 Август 2018 13:01)

    Добрый день, подскажите сгорели трапы, разобрал антенну, скинул все трапы, а от срока давности не помню где какой трап куда ставить, да и трапы нужно новые перематывать, может помножите советом, или программкой как высчитать трапы точно, чтобы не ошибиться с размерами, и не промахнуться с настройкой. Спасибо

  • #10

    RV9CX (Воскресенье, 19 Август 2018 13:14)

    Сгорели прям в пыль и сразу все? Думаю, что нет. Просто мотайте точно такую же катушку и все.
    Что касается, какой трэп куда - в статье выше написан ырез частоты, а по объему меди поймете что и куда.
    Программка любая для расчета параллельного контура, но она Вам не поможет. Не буду долго вдаваться в подробности.
    Просто намотайте точно такую же катушку и все.

  • #11

    Антон EW8ADX (Воскресенье, 19 Август 2018 13:55)

    RV9CX я сейчас отправлю вам фото на емаил, а вы подскажите если вам не сложно , что нужно перематывать, как бы коллега подсказал как и что, но не смог нормально работать.

  • #12

    Сергей, 4X1IM (Понедельник, 20 Август 2018 13:58)

    В антенне A3S необходимо модернизировать подключение кабеля питания к вибратору. Для этого нужно изготовить два хомута из тонкого листа меди и залудить их внутреннюю поверхность, закрепить их вокруг половинок вибратора и хорошо затянуть с помощью болтиков диаметром 4-5мм., предварительно очистив места контакта. К кончикам хомутов припаять кабель. После этого весь хомут вокруг вибратора, а также места пайки, хорошо залить силиконом. Теперь токосъём станет надёжным на долгие годы.Также необходимо в центры директора и рефлектора вставить дюралевые трубки соответствующего диаметра длиной около 30 см, а в центр вибратора-кругляк из стекловолокна примерно такой же длины. На U-болтах с внутренней стороны сделать насечку с помощью зубила. Все эти меры не дадут прогибаться элементам во время затягивания U-болтов, а также проворачиваться элементам при сильных порывах ветра.